Рекомендации преподавателю

Курс по «Веб-история социума и его институтов» разработан для использования в рамках образовательных магистерских программ в области истории и направлен на подготовку специалистов историков и других гуманитариев, использующих ресурсы веб-архивов в профессиональной деятельности.

Знакомство с курсом рекомендуется начинать с основ веб-архивирования и устройства ресурсов этой сфера. При рассмотрении ресурсов веб-архивов в образовательном процессе студент должен научиться выявлять их информационный потенциал для проведения исторического исследования и видеть, что доступные в онлайн-пространстве  веб-архивы формируют достаточно широкое источниковое поле для исследований разного масштаба. Умение критически относиться к ресурсам веб-архивов является другим критически важным навыком, поскольку необходимо понимать ограничения веб-архивов, которые отражаются на формировании выборки сохраненных ресурсов, на возможностях поиска и представления информации, что следует учитывать при изучении разных исследовательских вопросов. В результате освоения курса студент должен уметь применять эти знания на практике при реализации исторических исследований.

Рассмотрение веб-архивов в ходе практических занятий может быть реализовано на основе сравнения функциональных возможностей открытых ресурсов, поиске контента по определенной теме и других операциях. Рекомендованные ресурсы могут быть встроены в структуру образовательного курса, позволят студентам лучше ориентироваться в разных веб-архивах и понимать их специфику. Одним из заданий для практической работы может быть работа типа «детективная история», которая предполагает поиск в веб-архивах и анализ информации, удаленной из «живого» веба. Такие истории могут относиться, например, к изменениям политического курса в связи с переизбранием президента в той или иной стране, изменением политического курса и последующей корректировкой веб-контента, либо преднамеренным искажением и подменой информации на веб-сайтах. Детективные истории, предложенные преподавателем, позволят обратить внимание студентов на манипулирование данными, цензуру, предвзятости разного рода и необходимость источниковедческой критики цифровых источников, которые обсуждаются на занятиях.

Современная инфраструктура веб-архивов постепенно меняется, сотрудничество специалистов из разных отраслей – архивистов, библиотекарей, цифровых гуманитариев и других экспертов – приводит к совершенствованию способов сбора, хранения, поиска материалов в веб-архивах, что, несомненно, сказывается на возможностях использования ресурсов в исследованиях и образовании.  Созданные и создаваемые сервисы постепенно формируют фундамент для более глубокого использования материалов веб-архивов менее подготовленными в технологическом плане пользователями, каким зачастую являются студенты гуманитарных специальностей. Известный факт, что современные требования к цифровой грамотности гуманитариев меняются, курсы программирования, использования количественных и качественных методов вводятся в программы подготовки. Однако этот тренд еще не стал ведущим в глобальном масштабе. Поэтому в рамках курса для освоения и работы с веб-архивами преподавателем должен быть предложен широкий круг инструментов от самых базовых, не требующих специальных знаний и навыков использования сложных инструментов и программирования, до более продвинутых, чтобы расширить горизонты представлений о возможностях технологий и ресурсов в обработке данных веб-архивов и их визуализации.

Курс разработан как проектно-ориентированный, чтобы студенты обучались на применении веб-архивов на практике, что предполагает в итоге освоения курса реализацию проекта, исследования, выполняемого студентом самостоятельно.

Первые попытки использования веб-архивных материалов должны быть историями успеха в решении определенной, пусть и небольшой по масштабу задачи. В итоге освоения базового уровня студент будет обладать набором знаний для проведения исторического исследования с использованием ресурсов веб-архивов методами ближнего чтения и уметь формулировать задачи в данной области для их решения с помощью более сложного инструментария, включая дальнее чтение.

В ходе освоения курса предполагается поэтапная подготовка к проведению самостоятельного исследования. И начальным этапом является рассмотрение кейсов уже завершенных исторических исследований, в которых получены результаты и тщательно описана методика и методология исследования. Рассмотрение теории через реализованные проекты — ответственный шаг для подготовки студентов к самостоятельному проведению исследований на следующих этапах курса. Естественно, в рамках краткосрочного образовательного курса невозможно повторить аналогичные процедуры анализа ввиду технической сложности используемой методологии, подходов к созданию наборов данных, а также учесть всю специфику исследовательских задач. Разбор конкретных кейсов необходим для понимания особенностей исследовательского процесса на материалах по современной истории, постановки исследовательского вопроса, подбора инструментария, сбора и организации данных. На примерах других работ и проектов может быть представлена критика цифровых источников как важная часть исследования любого исторического исследовательского проекта.

По масштабу исследовательские проекты в области веб-истории часто относятся к макроуровню и реализуются на основе значительного объема данных или предполагают организацию и обработку больших данных. Выполнение таких проектов требует серьезной подготовки, сотрудничества специалистов из разных областей знаний и использования (или даже создания) сложных исследовательских инструментов. Анализ крупномасштабных проектов может обеспечить представление учащихся о возможностях и перспективах исследований. Рассмотрение результатов таких проектов значимо и имеет явную ценность не только для понимания всей цепочки проведения исследования от постановки цели и получения ответов на вопросы, но и для интерпретации результатов с их последующим обсуждением. 

Для рассмотрения проектов могут быть применены методы групповой работы. Преподаватель предлагает отдельные проекты для предварительного рассмотрения в малых студенческих группах, предлагая общую схему, которая включает в себя анализ цели и задач исследования, источниковой базы и ее формирования, примененных методов, средств и инструментов, используемых для поиска, сбора, организации и обработки данных, а также как обсуждение результатов и их интерпретация исследователями. После знакомства с проектами группы представляют их другим группам, демонстрируя все особенности, описанные ранее.

Поиск релевантных проектов, реализованных в области веб-истории, для последующего рассмотрения в ходе практических занятий и дополнения лекционного материала может осуществляться в специализированных сборниках статей[1], специализированных периодических изданий[2], материалах и публикациях профессиональных сообществ историков, использующих информационные технологии в исследованиях[3], веб-архивистов и исследователей Всемирной паутины[4] или объединениq исследователей Интернета[5] и т. д.

Доступность публикаций — необходимое условие отбора кейсов для анализа в студенческой аудитории. В этом плане критически важным является приверженность принципам открытой науки при реализации исследовательских проектов, что постепенно становится научным трендом. При формировании списка исследований для рассмотрения приоритеты должны распределяться в пользу тех исследований и публикаций, которые содержат подробное описание необходимых элементов исследования, а также методологию и используемые средства исследования. По возможности могут быть проанализированы наборы данных, модели данных, методы их формирования и особенности обработки, а также интерпретация результатов. Обсуждение кейсов включает оценку предвзятости и ограничения использованных наборов данных. Студенты учатся применять полученные в ходе лекционных занятий знания по критике цифровых источников и преодолению выявленных ограничений.

Критика цифровых источников и источниковедческий анализ являются важными этапами исследования, и они должны быть отражены в любом веб-историческом проекте. Выявление потенциала веб-архивов для изучения истории, оценка полноты сохраненных коллекций обеспечивают понимание основ исторического исследования и должны быть тщательно рассмотрены в учебном курсе посредством анализа конкретных реализованных исследований разного масштаба. Рассмотрение теории через реализованные проекты — важный шаг для подготовки студентов к самостоятельному проведению исследований на следующих этапах курса.

Выделенные в рамках лекционной части курса направления веб-истории и детальное рассмотрение отдельных исследовательских проектов послужат студентам примерами, которые в упрощенном варианте могут быть реализованы в качестве самостоятельного учебного проекта. Разбор проведенных исследований, анализ методологии и методики их проведения способны помочь в трансформации любопытства студентов в плоскость самостоятельной постановки новых вопросов и формулировке исследовательских задач.

После рассмотрения исследовательских проектов студентам может быть предложено придумать и спланировать «воображаемое» исследование (Imaginary Research). Воображаемое исследование как метод используется в академической сфере и подразумевает практику творческого мышления и письма исследователями как своеобразные художественные рассказы о потенциальных исследованиях и возможных их результатах. Эти истории не обязательно относятся к реальности или основаны на реальных материалах и полученных доказательствах. Воображаемое исследование может быть посвящено гипотетическому диалогу или даже беседам по теоретическим вопросам и практическим решениям некоторых задач, которые можно отнести к «воображаемыми» дебатам или спорам, практикой, пришедшей из древних культур[6]. В античной традиции оратор мог спорить с воображаемым оппонентом по некоторым вопросам, изобретая аргументы для обеих сторон диалога. По сравнению с этой древней практикой воображаемое исследование можно рассматривать как художественный жанр письма.

Практика воображаемого диалога была преобразована в центральную идею блога для студентов под названием Journal of Imaginary Research[7] (Журнал воображаемых исследований). На этом ресурсе публикуются аннотации исследований, созданные студентами из различных дисциплин, и он предназначен для раскрытия идей возможных исследовательских проектов. Эти идеи так или иначе связаны с наукой, но изложены свободно, без ограничений на владение автором определенными методами исследования, физическую возможность реализации этих методов или даже абсурдный предмет исследования. Однако эти образцы написания предназначены для того, чтобы сформулировать смелые предположения, вывести мышление за рамки стандартного, обойти ограничения и позволить авторам быть более творческими.

Подходы к воображаемому исследованию можно применить и к образовательному процессу в рамках курса по веб-истории. Можно предложить студентам практические занятия с планированием исследовательского проекта, который не будет реализован. В качестве заданий рекомендуется предложить общий план масштабного исследования с постановкой цели и задач исследования, выбором источников и их источниковедческой критикой, моделированием данных для их организации и анализа. Студентам можно предложить масштабировать исследование, планируя его более амбициозно, чем позволяют к реализации существующие навыки, в том числе в направлении подходов к большим данным. С одной стороны, «воображаемое» в исследовании относится к освобождению от необходимости выполнять реализованный план и применять предложенное на практике, а с другой стороны, запланированный проект относится к рассмотрению конкретной части действительности, реальным проблемам, стоящим перед исследователями, формулировке реальных целей и задач и предполагает определенные методы обработки данных и т. д., и тогда воображаемое исследование выступает как способ мыслить нестандартно и генерировать новые идеи.

Вместе с тем, умение формулировать исследовательский вопрос, понимание значимости предмета исследования являются ключевыми для историка. Анализ реализованных исследовательских проектов в области веб-истории, продемонстрированных ранее и планирование воображаемого исследования, способны подготовить студентов к индивидуальному исследовательскому проекту.

Заключительным этапом образовательного курса является проведение самостоятельного исследования в области веб-истории.  В этой части курса важно закрепить полученные теоретические знания и практические навыки работы с веб-архивами. Цель исследования в рамках проектно-ориентированного курса должна быть достаточно значимой и в то же время выполнимой в краткие сроки прохождения по дисциплине. При консультациях с преподавателем студент ставит исследовательский вопрос, который может быть решен в рамках учебного исследования, подбирает методы достижения поставленных целей и задач и проводит исследование.

В рамках проектной работы должны быть предусмотрены различные уровни сложности используемой студентами методологии в зависимости от уровня подготовки студента. Так, например, методы моделирования и изучения индивидуальных записей веб-архивов могут быть введены в курс в качестве базовых, предназначенных для всех студентов, а другие методы, как например, контент-анализ, сетевой анализ рекомендованы для студентов более продвинутого уровня, поскольку предполагают более сложные манипуляции, связанные с организацией источниковой базы, сбором данных и их обработкой.

В качестве итогового контроля в рамках курса студентам может быть рекомендовано представлять результаты проведенного исследования как в устной форме, сопровождая презентацию, так и в письменной, посредством написания блога для веб-сайта курса.

В ходе разработки курса была применена цифровая таксономия Блума[8] (Bloom’s Digital Taxonomy), предназначенная для объяснения того, как использовать цифровые технологии значимым образом, чтобы улучшить учебный опыт учащихся и получить более весомые результаты[9]. Структура таксономии показывает порядок развития навыков мышления и включает следующие шаги от самого базового до самого продвинутого уровня: запоминание, понимание, применение, анализ, оценка, создание. Указанные шаги внедрены в структуру данного курса по веб-истории и логичным образом формируют ее педагогический каркас. Последнее задание, связанное с реализацией проекта и созданием сообщения в блоге, относится к высшему уровню таксономии и развивает навыки мышления более высокого порядка.

Академические издания практически не содержат примеров изучения веб-архивов «простыми» методами, понятными и адаптированными для учебного процесса, что вполне естественно и объясняется необходимой для научного издания глубиной проработки темы. Поэтому было принято решение о создании в рамках курса тематического блога, в котором публикуются блог-посты студентов с результатами их исследований в научно-популярной форме. Сайт Webhistoria.ru[10], созданный в поддержку курса, открыт для использования и содержит разнообразные материалы, в том числе, раздел для публикации студенческих исследовательских проектов. Такой подход, позволяет развить не только профессиональные компетенции специалиста в области истории, но и медийные.

Дополнительная литература и источники

[1] The Web as History. Using Web Archives to Understand the Past and the Present. Eds. Niels Brügger, Ralph Schroeder. London, UCL Press, 2017. https://doi.org/10.14324/111.9781911307563; The SAGE Handbook of Web History. Brügger, N., Milligan I. (eds.) First edition. SAGE Publishing. 2018. DOI: 10.4135/9781526470546

[2] Internet Histories. Digital Technology, Culture and Society. URL: https://www.tandfonline.com/toc/rint20/current (дата обращения 01.06.2021); Журнал «Историческая информатика». URL: https://e-notabene.ru/istinf/ (дата обращения 01.06.2021); Journal of Digital History. URL: https://journalofdigitalhistory.org/ (дата обращения 01.06.2021).

[3] Российская ассоциация «История и компьютер». URL: URL: http://aik-sng.ru/ (дата обращения 01.06.2021).

[4] Research Infrastructure for the Study of Archived Web Materials (RESAW). URL: https://resaw.eu/ (дата обращения 01.06.2021); International Internet Preservation Consortium. URL: https://netpreserve.org/ (дата обращения 01.06.2021).

[5] Клуб любителей интернета и общества. URL: http://clubforinternet.net/ (дата обращения 01.06.2021).

[6] Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. Учебное пособие для педагогов и учащихся. М.: Бонфи, 2001. 135 c.

[7] Journal of Imaginary Research. URL: https://journalofimaginaryresearch.home.blog (дата обращения 01.06.2021).

[8] Churches A. (2008) Bloom’s Digital Taxonomy Guide. URL: https://www.celt.iastate.edu/wp-content/uploads/2020/07/Churches_2008_DigitalBloomsTaxonomyGuide.pdf (дата обращения 01.06.2021).

[9] Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А. Цифровая таксономия Блума и модель цифровой трансформации образования в учебном процессе вуза // Информатика и образование. 2019;(6):42-48. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-6-42-48 (дата обращения 01.06.2021).

[10] WebHistoria. Сайт курса «Веб-история социума и его институтов». URL: http://webhistoria.ru/ (дата обращения 01.06.2021).