История фандомов: Киберсообщества и их эволюция (1996-2020) (Дозморова А.П.)
1. Технологическое обеспечение исследования: база данных «История развития киберфандомов с 1996 по 2020 годы»
Информация – один из важнейших ресурсов человечества, который пополняется каждый день. С появлением Интернета и его развитием появилось и крупное хранилище данных по всем отраслям человеческого знания: существуют и виртуальные библиотеки, и архивы, и ленты новостей, содержащие большое количество разнообразной информации. С 1990-х годов это стало неотъемлемой и важной частью человечества и современных обществ. Сеть развивалась одновременно и как самостоятельная новая среда, и как тесно связанная с социальной, культурной и политической жизнью, происходящей вне сети, часть. Важная часть современной культуры уже в течение многих лет тесно связана со многими сетевыми ресурсами, как примеры можно назвать такие веб-феномены, как YouTube, Facebook и Twitter и другие[1]. Соответственно, сеть становится и важным объектом изучения для различных учёных, в том числе и историков, желающих получить понимание важных вопросов в недавнем прошлом. Веб-история – новое и важное направление в истории, позволяющее изучать Интернет, интернет-платформы как возможный исторический источник. К одним из таких источников для изучения фандомов являются и фандомные веб-платформы, о чем и пойдёт речь далее.
Для обеспечения интересов фанатов, для организации доступа и сохранения истории фан-работ и фан-культуры в ее разнообразных формах в 2007 году фанатами была создана некоммерческая Организация трансформационных работ (Organization for Transformative Works, OTW). Так как организация является некоммерческой, то продолжается и расширяется работа OTW за счёт финансовой поддержки фанатов. OTW было организовано несколько крупных проектов, направленных на обеспечение фанатской культуры.
Во-первых, это архив фанфиков Archive of Our Own (АО3) – созданный и управляемый фанатами некоммерческий архив для различных фан-работ (фанфики, фан-арт, фан-видео и подфиксы). Он предлагает некоммерческое пространство для размещения фан-работ с использованием программного обеспечения для архивирования с открытым исходным кодом.
Во-вторых, это запущенный в 2008 году проект Fanlore – фандом-вики, который также посвящён сохранению истории фан-работ и фандомов, из которых они возникли.
В-третьих, данной организацией был запущен проект Open Doors – место хранения работ фанатов и фанатских проектов из группы риска. В рамках данного проекта получили развитие и несколько различных направлений, таких, как:
- Галерея специальных коллекций, в которую включены спасенные архивы, которые размещаются на АО3 (перенесение данных фанатских работ с изначальных Интернет-пространств происходит и по настоящее время). Кроме того, в данном разделе уделяют внимание и цифровым проектам, которые по каким-либо причинам не могут быть интегрированы в АО3 или на Fanlore. Сюда в первую очередь относятся файлы в pdf, мультимедийные фан-работы, а также исторически важные фан-сайты либо другие цифровые артефакты.
- Также в рамках этого проекта было создано направление по сохранению материальной фан-культуры Организацией трансформационных работ совместно с отделом специальных коллекций Университета Айовы по архивированию и сохранению фан-журналов и других нецифровых форм фан-культуры.
- GeoCities Rescue Project – направление, которое посвящено сохранению фан-сайтов, которые оказались под риском уничтожения в октябре 2009 года в результате закрытия Yahoo компании GeoCities.
- И, наконец, это направление по спасению групп Yahoo для сохранения фанфиков, фан-артов и мета из групп Yahoo, которые могли быть потеряны в январе 2020 года вследствие закрытия Verizon групп Yahoo.
В-четвёртых, можно назвать проект Legal Advocacy, направленный на защиту фан-работ от коммерческого использования, а также судебных исков.
В-пятых, необходимо упомянуть проект OTW Transformative Works and Cultures – открытие собственного научного журнала, который рецензируется экспертами, и целью создания и развития которого является популяризация фан-работ и практик.
Для данного исследования был выбран список Интернет-платформ, предоставленный в разделе проекта Open Doors[2]. В разделе «Галерея специальных коллекций» Open Doors предоставляет список названий платформ по конкретным фандомам и ссылки на спасенные архивы, которые постепенно переносятся в АО3 для их сохранения. Веб-платформы при этом сохраняются на сайте Интернет-архива Wayback Machine[3]. Также в списках Open Doors предоставляются и ссылки на некоторые цифровые проекты, которые в настоящее время не могут быть интегрированы в АО3 или Fanlore (например, файлы в формате pdf, мультимедийные фан-работы, исторически важные фан-сайты и другие цифровые артефакты). Тем не менее, некоторые из перечисленных работ могут быть интегрированы в АО3 или Fanlore позже, некоторые же, напротив, в силу сложности интеграции из-за структуры или особого исторического значения, могут быть сохранены как особые коллекции. Таким образом, был выбран список Интернет-архивов по конкретным фандомам в размере 40 единиц. Также было выбрано 10 Интернет-платформ в русскоязычном сегменте в зависимости от массовости соответствующей платформы.
Для продуктивного анализа указанных киберфандомов была избрана технология баз данных. Моделирование информации о киберфандомах, сбор сведений и организация данных на основе базы данных позволила наглядно представить, как развивались киберфандомы в период с 1996 по 2020 годы и выделить особенности этого развития, а также проанализировать их сущностные характеристики в количественном измерении.
База данных была создана в программе Access – «История развития киберфандомов с 1996 по 2020 годы» (подробнее см. Приложение 3). Она состоит из двух таблиц – таблицы «Фандомы» и «Веб-платформы».
Таблица «Веб-платформы» является основной, именно в неё занесены общие данные о киберфандомных сообществах. Так, в ней имеются столбцы: «Название платформы», «Формат», «Монофандомное/мультифандомное», «Фандом», «Национальное/интернациональное», «Страна создания», «Год создания», «Пик активности», «Год закрытия», «Ссылка на веб-сайт», «Ссылка на веб-архив», «Аудитория», «Направление» и «Примечания».
Рис. Структура таблицы «Веб-платформы»
Здесь хотелось бы подробнее рассказать о трёх столбцах – это разделы «Фандом», «Направление» и «Примечания».
Информация из раздела «Название фандома» берётся с помощью столбца подстановки из строки таблицы с одноимённым названием (См. Рисунок 3), что позволяет более продуктивно подходить к анализу. Эта связь между таблицами обеспечивает возможность использования информации и о фандомах, и об источниках.

Рис. Структура таблицы «Фандомы»
Столбец «Направление» содержит несколько возможных значений. Дело в том, что на начальных этапах подготовки данной исследовательской работы были выявлено преобладание уклона в одно из направлений творчества (джен, гет, слэш, фемслэш) на различных веб-платформах фандомов, что важно для выявления особенностей их развития.
Также необходимо уточнить назначение столбца «Примечания», который позволил выделить отдельные кейсы для изучения определённых фандомов – тех, в которых в то или иное время развития затрагивались актуальные социально-политические проблемы.
В базу данных были занесены выбранные фандомы и веб-платформы, на которых они развиваются (или развивались) по следующему алгоритму: сперва заносится название определённой платформы, на которой и было организовано сообщество (столбец «Название платформы»), даётся конкретный формат, в котором на платформе выкладываются фанатские работы – фанфикшн, фан-арт, фан-видео и т.д. (столбец «Формат»), указывается, монофандомная данная веб-платформа или мультифандомная, и в случае, если она является монофандомной, следующий в следующтй столбец «Фандом» путём подстановки заносится название фандома из соответствующей строки таблицы «Фандомы». Далее указываются такие моменты, как национальная веб-платформа или интернациональная (столбец «Национальное/интернациональное»), заполняются столбцы «Страна создания», «Год создания», «Пик активности», «Год закрытия» (в случае, если веб-платформа работает, указывается прочерк). В столбцы «Ссылка на веб-сайт», «Ссылка на веб-архив» заносятся соответствующие ссылки. Также важным столбцом является столбец «Аудитория», позволяющий классифицировать веб-платформы по основаниям количества участников. Для классификации Интернет-площадок по численности аудитории представилось целесообразным ввести определённую систему: малая аудитория – до 500 пользователей, средняя – от 500 до 1000 пользователей, и крупная – от 1000 пользователей конкретного сайта. После столбца «Аудитория» заполняются столбцы «Направление» и, в случае необходимости, столбец «Примечания».
2. Динамика и особенности развития киберфандомных сообществ
Чтобы проанализировать итоговые данные и выделить необходимую информацию, можно воспользоваться возможностями базы данных: текстовый фильтр, конструктор запросов, конструктор отчётов, а также технологиями программы Excel: создание диаграмм, графиков и другого для продуктивного анализа полученной информации.
На основе запросов к базе данных было выявлено, что всего из 50 веб-платформ 48% являются мультифандомными, и 52% — монофандомными (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Охват фандомов на киберплатформах
Причём только 9 из 24 мультифандомных Интернет-площадок из выборки являются при этом также направленными на аудиторию конкретной страны, остальные являются интернациональными.
В результате анализа Интернет-площадок по численности аудитории было выявлено, что всего из 24 мультифандомных площадок с охватом более 1000 пользователей в установленном списке имеется 11 платформ, охватом от 500 до 1000 человек – 10 площадок, и ещё три относятся к группе «малых» включающих до 500 пользователей (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 2. Классификация мультифандомных площадок по количеству аудитории
В то же время лишь одна из мультифандомных крупных веб-платформ лишь одна оказалась национальной, остальные были созданы как интернациональные киберфандомы (см. подробнее Таблицу 2).
По количеству фандомов | |
Мультифандомные | 24 |
Монофандомные | 26 |
По территориальному признаку | |
Национальные | 25 |
Интернациональные | 25 |
Аудитория | |
Крупная | 10 |
Средняя | 32 |
Малая | 8 |
Направление | |
Джен | 11 |
Гет | 21 |
Слэш | 18 |
Фемслэш | 0 |
Таблица 2. Общие данные по классификации веб-площадок фандомов
Большинство малых национальных платформ было создано в период с 1998 по 2003-2004 годы, в эти же годы появляются первые мультифандомные проекты, однако многие из них имели малый охват аудитории (малая или средняя группа). Возвращаясь к одному из интервью с представителем фандомов, стоит вспомнить его слова о том, что в первый период существования Интернета и подобных площадок, они были скорее закрытыми сообществами, для попадания в которые были необходимы личные приглашения. С развитием же технологий, свободного доступа в Сеть, начинают развиваться крупные мультифандомные площадки.
На основании изученных столбцов «Год создания», «Фандомное/мультифандомное» и «Национальное/интернациональное», в период с 1996 по 2020 годы можно выделить два основных этапа.
Первый – 1996-2007, во время которого прослеживается стремление к разделению не только по странам, но и по фандомам и даже течениям, в это время создаётся большое количество сайтов и архивов, посвящённых отдельным фандомам (см. Диаграмму 3).
Диаграмма 3. Динамика создания фандомных платформ с 1996 по 2020 годы
С 2007 года же начинаются интеграционные процессы, происходящие и по настоящее время. Именно в этот период (2007-2008 годы) происходит создание таких площадок, как «Archive of Our Own», Tumblr, Fanlore, Transformative Works and Cultures – в англоязычной среде, и сайтов «Книга фанфиков», Луркоморье, Самиздат в русскоязычном секторе.
Таким образом, с 2007 годов начинает прослеживаться стремление к интеграционным процессам, объединяющим фанатов со всего мира: происходит всё большее количество культурных взаимосвязей между странами, фанаты объединяются на единых платформах. В 2014 году международной организацией фанатов «Archive of Our Own» был организован проект «Culture Preservation Project», призванный сохранять культуру фандомов. В результате чего был создан единый архив работ фанатов, в который по коллекциям происходит добавление всех фанатских работ и историй. Наблюдается то, что с развитием технологий языковой барьер также отходит в сторону.
Далее необходимо отметить, что с самого зарождения фандомов и развития их сообществ в Интернете, прослеживается возрастание количества пользователей, создающих фандомную культуру и потребляющих её. Активно создаются сайты различных направлений, просматриваются тенденции сперва – к участию в единственном фандоме, но с развитием технологий и возможностей общения, повышается роль кроссоверных произведений и направлений.
Так, из 31 созданных в период с 1996 года по 2006 годы веб-платформ только 4 являлись крупными и мультифандомными, в то время как остальные, остальные 22 мультифандомные площадки были созданы после 2007 года, и именно на них приходится большее количество смешанных направлений.
Для того, чтобы наиболее наглядно продемонстрировать происходящие процессы, целесообразным кажется выбрать наиболее массовую платформу фанатов и показать её развитие в течение нескольких лет. На данный момент наиболее массовой считается в интернациональной среде платформа «Archive of Our Own», насчитывающая, по официальным данным, на 2021 год более 44 830 фандомов, включающая в себя более 3,828,000 пользователей и располагающая 7 799 000 работами[4].
Таким образом, наиболее массовой организацией фанатов является АО3, в соответствии с этим, именно данная платформа была выбрана для прослеживания динамики развития фанатской культуры.
Трафик данного сайта постоянно растет с каждым годом, а это означает, что каждая новая пунктирная линия начинается выше, чем предыдущая (см. Диаграмму 4).
Диаграмма 4. Трафик AO3, измеряемый в еженедельных просмотрах страниц, в разбивке по годам, начиная с 2012 года [5]
В 2020 году общая картина плавных колебаний резко меняется в середине марта, когда точки взлетают до небес[5], что связано, по мнению представителей АО3, в первую очередь с введением карантина в результате пандемии 2020 года.
Также, можно отметить, на протяжении многих лет AO3 демонстрировал устойчивый рост и с точки зрения посещаемости сайта, и с точки зрения количества аккаунтов, фандомов и фан-работ (см. Таблицу 3).
Таблица 3. Количество еженедельных просмотров страниц (в миллионах) в первые недели января, апреля, июля и ноября, для каждого года с 2012 по 2020[6]
По состоянию на 2020 год в системе АО3 было зарегистрировано около 2,5 миллиона пользователей и почти 6 миллионов работ в более чем 36 700 фандомах. Далее АО3 также планирует развитие, в том числе, к примеру, перевод интерфейса Archive of Our Own на максимально возможное количество языков, сама организация провозглашает собственной целью организацию многоязычного архива, который станет прост в обращении для любого пользователя из любой точки мира. В русскоязычном же секторе такой массовой платформой является организация «Книга фанфиков».
Далее во время анализа различных фандомов можно отметить такое явление, как возрастание консьюмеризма в отношении массовой культуры к фандомам. Как пример можно назвать появление линеек косметики с определёнными атрибутиками различных фандомов. Об этом также писала исследовательница Аффузо, отмечая, что производители косметики подхватывают идеи статусных признаков, циркулирующие внутри фандома. Причём такие линии могут рассматриваться фанатами одновременно как мерч и как продукт мэйнстримной культуры, что также служит расширению сегмента фанатов и вливания их в массовую культуру.
Это также прослеживается в том, какие темы затрагивались в обсуждениях и форумах многих платформ фандомов, представленных в Интернет-архиве Wayback Machine. Как пример можно привести рассуждения организатора фестиваля «Kirk/Spock Online Fest (KSOF)» в 2000 году и автора журнала Кирка/Спока «Бок о бок» Киры, организатора KSOF-Web. Они отмечали, что, помимо читателей, и количество писателей, находящихся в Сети, достигло некоторой критической массы, и поэтому библиотека художественной литературы только для K / S может быть жизнеспособной. Тогда и разгорелся спор: создание Кирой иллюстрированной, собранной и оформленной истории бесплатно некоторые фанаты посчитали нарушением, в первую очередь оттого, что фанатский журнал должен быть драгоценностью, и должны быть опубликованы на бумаге от издательства[7].
Также важной темой, которую стоит упомянуть в данном разделе, является авторские права в фандомах, проблема которых затрагивается в различных обсуждениях также начиная с зарождения культуры фандомов в онлайн-среде. Пример подобного предупреждения и обсуждения о размещении на фандомных платформах рассказов, стихов или произведений искусства, полностью или частично, в списках рассылки или на любом другом сайте в Интернете без специального разрешения автора или художника: «Спросить разрешения — это вопрос общей вежливости и выражение духа обмена, который делает фандом таким увлекательным. Так что, пожалуйста, уважайте пожелания писателей и художников — если вы этого не сделаете, будьте уверены, я не собираюсь просто так это оставить» — примечание на сайте Elusive Lover (Star Wars archive) по фандому Star Wars от администраторов платформы Z.P. Florian, Tina, Anja Gruber, AlexJ, Sayaka, Susan, Zyene, X[8], который на данный момент также хранится в Интернет-архиве Wayback Machine. Здесь необходимо обратить внимание на другой проект некоммерческой организации фанатов Organization for Transformative Works – проект Legal Advocacy, зарождение которого произошло в 2016 году на уже указанной платформе Organization for Transformative Works. Провозглашенной миссией Legal Advocacy были названы обучение, помощь и защита: «OTW считает, что фан-работы являются творческими и преобразующими, и поэтому будет активно защищать фан-работы от коммерческого использования и юридических проблем. Эта помощь не будет ограничиваться теми фанатами или проектами, которые напрямую связаны с OTW»[9]. Именно этот проект начал создавать и размещать различные образовательные материалы о развитии закона о фандомах, рассмотрение которых показывает, что история развития законодательства в этой сфере требует отдельного тщательного изучения.
Далее стоит отметить развитие направлений в фандомах. Так, в результате анализа базы данных было выявлено, что на 21 из 50 рассмотренных кибер-площадок преобладает направление «Гет», в 6 случаях занимает примерно ту же долю, что и направление «Джен». «Джен» как отдельное направление преобладает всего на 11 площадках. Направление «Слэш» преобладает на 18 рассмотренных Интернет-площадках, и реже всего пересекается с иными направлениями. Фемслэш же не оказался преобладающим ни на одной из рассмотренных платформах. Данное соотношение довольно интересно ещё и по той причине, что вопросы развития направлений приобретают дискуссионную составляющую ещё в начале зарождения фандомов, и с течением времени заинтересовывают всё большее количество исследователей.
Диаграмма 5. Направления на Интернет-площадках, 1996-2020
Для объяснения подобных цифр стоит обратиться к истории фемслэша. В целом, примерное соотношение фемслэша и слэша в научных и любительских исследованиях фандомных практик, представленных научным журналом Transformative Works and Cultures – 26:147 на июнь 2021 года. Некоторые ученые доказывали, что причина – отсутствие таких женских персонажей, про которые можно было бы написать подобные работы[10], другие придерживаются мнения, что рост фемслэша прямо зависит от роста видимости «разносторонних» женщин в массовой культуре. В 2014 году эту тему затронула Кейт в эссе «Femslash может спасти мир, если мы позволим ему»[11]. Она высказала предположение, что причиной подобного замалчивания в фанатских практиках является патриархальное устройство общества[12].
Также в 2014 году destinationtoast привёл диаграмму соотношения различных направлений на одном из крупнейших фанатских ресурсов – АО3[13].
Диаграмма 6. Соотношение направлений на АО3, 2014 год»[14]
Итак, на 2014 год направление слэш составляло 42,6% фанфикшн-произведений современной массовой платформы АО3, в то время как гет-произведения занимали 15,4%, а фемслэш – 3,8%. Таким образом, видно, что произведения направления джен и те по количеству занимали больше, чем фемслэш.
Здесь же, анализируя веб-архивы указанных в базе данных сайтов, можно отметить пересечение фанатских практик и развития движений за защиту прав меньшинств. Это подтверждается словами Кейт, что «исторически сложилось так, что женская сексуальность, особенно квир-женская сексуальность, в нашей культуре незаметна»[15]. Особое внимание данной теме было проявлено в 2015 году, когда были подняты вопросы о том, что фанатов фемслэша игнорируют и стирают из поля зрения фанатских исследований.
В целом у фанатов сложилось сложное и противоречивое отношение к академическому изучению своих текстов и сообществ, и даже журнал Transformative Works and Cultures был создан для защиты прав интересов различных сторон и «сглаживания острых углов»[16]. В 2017 году было опубликовано исследование американских исследовательниц фандомов Дж. Л. Руссо и Е. Нг «Воображая квир-женский фандом»[17].
Они выражают точку зрения, что фемслэш парадигматически привязан к репрезентации пола и сексуальности и ее социальному влиянию и пишут о возможности именно этой общей тенденции среди кибер-сообществ вокруг квир-женских медиа вдохновить на отслеживание академических исследований как особой формы репрезентации. Авторы пишут, что эта статья посвящена фемслэшерам, которые почувствовали, что их идентичность и практика маргинализированы. Они отмечают и то, что есть исключения в терминах «квир», «женщина» и даже «фандом», которые рискуют сгладить существующие дискурсы и демографические данные, а потому предлагают отмечать «квир-женский фандом» в таких категориях, как исследования фанатов, исследования СМИ ЛГБТ, исследования онлайн-сообщества, а также исследования производства или индустрии ЛГБТ.
Так, например, Дж. Руссо и Е. Нг отмечают, что «по мере развития основного представительства и онлайн-платформ фанатские практики вокруг женских и женских пар становятся все более яркими и заметными, а распространение явно лесбийских или бисексуальных персонажей в фильмах и на телевидении пленяет как фанатов, так и исследователей. Эта работа указывает путь к продуктивному исследованию бурных границ между каноном и подтекстом, между сообществами фемслэш и слэш, между эротическим и политическим вмешательством и между различными методологическими подходами к квир-женской аудитории (в широком смысле) — границам, которые сами собой разрывают проблемы»[18].
Также авторы обращают внимание на то, что с точки зрения истории, дискуссии о «женском слэше» существовали ещё в 1930-х годах, и в книге 1998 года Л. Грин и Г. Дженкинс описывают дискуссии о «женском слэше», предшествовавшем Сети[18]. Писатели в ассоциациях любительской прессы боролись с квир-политикой мужского слэша и исключения женщин: «Мне пришла в голову мысль о досадном отсутствии женских слэш-историй. Большая часть слэша основана на персонажах, у которых уже есть сильные эмоциональные отношения в сериале, где они появляются: много слэша — это расширение о чем-то, что можно увидеть в сериале (как это видит поклонник слэша). Женские персонажи, даже если вы можете найти более одного в данном сериале, вряд ли будут иметь сильную, подчеркнутую дружбу друг с другом»[19], пишет Б. Теннисон (1990).
Переломный момент произошёл в 1995 году вместе с премьерой эпического фэнтезийного сериала «Зена», который был посвящен интимным отношениям между двумя героинями-женщинами. Этот исторический момент совпал с критической массой новых инструментов онлайн-коммуникации (первоначально группы Usenet, которые перешли на списки электронной почты, дополненные статическими веб-сайтами, веб-кольцами и чатами), чтобы породить первого современного фемслэш-ориентированного фаната. Это также заметно по рассмотрению архивов онлайн-платформ базы данных, так как существовали и подсообщества фемслэша в иных фандомах («Звездный путь», «Баффи, истребительница вампиров» и др.), но при этом фемслэш не занимал лидирующих позиций по публикациям и обсуждениям творческих работ фанатов. Постепенно с ростом мультифандомных платформ в качестве базы для медиа-фан-культур, возникла среда с более проницаемыми границами между фандомами (а также между фанатской деятельностью и другими сферами жизни) и произошло увеличение количества работ фемслэша (см. Диаграмму 7). Понятие фемслэша и его развития всё теснее смешивается с историей представления квир-женщин.
Диаграмма 7. Соотношение слэша и фемслэша на выбранных веб-площадках в периоды с 1996 по 2007 и с 2007 по 2016 годы
Так, например, в первой половине 2016 года лесбиянки или бисексуальные персонажи были убиты в нескольких популярных телевизионных программах, в ответ на что разъяренные фанаты выступили с критикой и требованиями не только к сценаристам и продюсерам шоу, но и к репрезентативной системе, которая постоянно ставит квир-женщин в центр внимания. Этот протест, исходивший от фандома, привел к появлению статей в культурных новостях, таких как Washington Post (Butler, 2016), во многих из которых подчеркнули, что с развитием Интернет-фандомов растет ответственность отрасли понимать и уважать фанатские ожидания.
Таким образом, развитие жанров слэш и фемслэш было тесно связано и с переходами из старых в новые медиа, а также с развитием квир-идентичности.
Подводя итоги, можно отметить основные моменты:
- два этапа развития киберфандомов в период с 1996 по 2020 годы, разделение (1996-2007) и интеграция (с 2007 по настоящее время);
- постоянное развитие и возрастание количества пользователей, создающих фандомную культуру и потребляющих её;
- происходящее в связи с этим возрастание консьюмеризма в отношении массовой культуры к фандомам;
- постепенное выделение многих правовых проблем, среди которых особо остро стоит проблема авторского права;
- параллельное развитие фандомов и квир-течений, при котором заметно активное развитие фемслэша как отражения женского квир-течения.
Заключение
Киберсообществом называется некая совокупность людей, взаимодействующих в виртуальной реальности, чье взаимодействие обусловлено определёнными условиями окружающей социальной среды, люди в которой поддерживают связь с помощью технологических практик и придерживаются общих норм и политики.
Основными чертами киберсообщества являются:
- неопределенность пространственно-временной локализации, так как сеть Интернет позволяет использовать синхронную и асинхронную практики коммуникации;
- общая цель как основа объединения, развитие, просиходящее с помощью накопления и преобразования информации и информационной продукции;
- задачами развития могут быть и сам поиск единомышленников, и стремление к определенной общей деятельности;
- возможность самопрезентации и социализации на основе личных интересов и мотивов, перенесение социальной реальности в реальность дискурсов;
- доступность информационного контента и возможность управлять им.
Также была рассмотрена краткая история появления и развития фандомов как субкультуры. Фандом – это сообщество, которое состоит из поклонников (фанов, фанатов) чего-либо, и основными признаки фандомов являются: внимание к конкретным произведениям культуры, известным людям, хобби и т.п.; объединение на различных площадках с целью изучения, обсуждения, развития конкретного фандома; создание собственного контента по выбранным произведениям культуры (фанфиков, фан-артов, фан-видео и другого).
Вместе с появлением Интернета и распространением его, происходят и трансформации фандома как сообщества, включающего в себя черты сообществ «традиционных» и киберсообществ, и его последующее развитие, затрагивающее и классовые, и гендерные, и многие другие социальные проблемы. Сформировавшиеся с опорой на Интернет фандомные сообщества – киберфандомы, имеют определённые признаки:
- неопределенность пространственно-временной локализации, возможность использовать синхронную и асинхронную практики коммуникации;
- возможность самопрезентации и социализации на основе личных интересов и мотивов, перенесение социальной реальности в реальность дискурсов;
- доступность информационного контента и возможность управлять им.
Особенностью таких киберсообществ является общая цель киберфандомов, где основа объединения – обмен информационной продукцией, её потребление и создание собственного контента на основе оригинальных произведений и произведений фанатов.
Для исследования возникла необходимость классифицировать киберплощадки фандомов по нескольким основаниям:
- по количеству фандомов: мультифандомные или монофандомные.
- по территориальному признаку: национальные и интернациональные.
- по аудитории: крупные, средние и малые.
- по преобладающему направлению контента: джен, гет, слэш, фемслэш.
Если рассматривать начало развития киберфандомов, можно отметить следующие тенденции развития: тесная связь с историческим процессом развития технологий коммуникации и различными течениями меньшинств; гендерное разделение поклонников того или иного творчества; изолирование отдельных фандомов друг от друга; чёткое разделение внутри фандомов и маргинализация деятельности фанатов как выходящей за рамки мейнстрима.
На основании анализа базы данных, созданной по фандомам в рассматриваемый в данном исследовании периоде, с 1996 по 2020 годы, можно выделить следующую периодизацию развития киберфандомов, которая включает в себя два этапа:
Первый (1996-2007) – стремление к разделению, не только по странам, но и по фандомам и даже течениям.
Второй (с 2007 года по настоящее время) – этап объединения. Начинаются интеграционные процессы, происходящие и по настоящее время. С 2007 годов начинает прослеживаться стремление к интеграционным процессам, объединяющим фанатов со всего мира: происходит всё большее количество культурных взаимосвязей между странами, фанаты объединяются на единых платформах. Наблюдается и то, что с развитием технологий языковой барьер также отходит в сторону. Как пример можно назвать организация в 2014 году международной организацией фанатов проекта «Culture Preservation Project», призванного сохранять культуру фандомов. В результате деятельности проекта был создан единый архив работ фанатов, в который по коллекциям происходит добавление всех фанатских работ и историй.
В период с 1996 по 2020 годы в формировании и развитии платформ и сообществ фандомов в киберпространстве прослеживалась следующая динамика:
- резкий переход в 2007 году от разобщённости к интеграции;
- постоянное развитие и возрастание количества пользователей, создающих фандомную культуру и потребляющих её, привёдшее к созданию и активному развитию общего архива фан-работ «Archive of Our Own» и интернационального проекта сохранения истории фанатской культуры;
- параллельное развитие фандомов и квир-течений, при котором заметно активное развитие фемслэша как отражения женского квир-течения.
Особенностями формирования и развития платформ и сообществ фандомов в киберпространстве в период 1996-2020 годов являются: два четко отслеживаемых этапа развития киберфандомов, постоянное развитие и возрастание количества пользователей, создающих фандомную культуру и потребляющих её; происходящее в связи с этим возрастание консьюмеризма в отношении массовой культуры к фандомам; постепенное выделение многих правовых проблем, среди которых особо остро стоит проблема авторского права; параллельное развитие фандомов и квир-течений.
Таким образом, можно сделать вывод, что история фандомных киберсообществ является важной темой, имеющей широкие перспективы развития в разнообразных направлениях: от истории взаимодействия фандомов и потребительской культуры, до истории взаимосвязей развития фандомов и истории меньшинств.
Список источников и литературы
[1] Brügger N. The web as history: Using web archives to understand the past and the present [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net (Дата обращения: 21.04.2021).
[2] Open Doors // Archive of Our Own (AO3) [Электронный ресурс]. URL: https://opendoors.transformativeworks.org (Дата обращения: 21.04.2021).
[3] Интернет-архив Wayback Machine [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/ (Дата обращения: 21.04.2021).
[4] Archive of Our Own (AO3) [Электронный ресурс]. URL: https://opendoors.transformativeworks.org (Дата обращения: 21.04.2021).
[5] Статистика AO3 за 2020: За Кадром // Archive of Our Own (AO3) [Электронный ресурс]. URL: https://opendoors.transformativeworks.org (Дата обращения: 21.04.2021).
[6] Статистика AO3 за 2020: За Кадром // Archive of Our Own (AO3) [Электронный ресурс]. URL: https://opendoors.transformativeworks.org (Дата обращения: 21.04.2021).
[7] Side by Side (Star Trek: TOS zine) // Интернет-архив Wayback Machine [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org/web/20080120200738fw_/http://www.kardasi.com/SBS/sbsmain.htm (Дата обращения: 21.04.2021). (Дата обращения: 26.05.2021).
[8] Elusive Lover (Star Wars archive) // Интернет-архив Wayback Machine [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/2019*/%20http://www.elusive-lover.de (Дата обращения: 26.05.2021).
[9] Legal Advocacy // Archive of Our Own (AO3) [Электронный ресурс]. URL: https://opendoors.transformativeworks.org (Дата обращения: 21.04.2021).
[10] Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans & Participatory Culture. Studies in culture and communication. New York: Routledge. 1992.
[11] Femslash Can Save the World If We Let It [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostraddle.com/ (Дата обращения: 26.05.2021).
[12] Russo, J. L. (2012a, 24 July). Interview with Abigail De Kosnik. Transcript available at University of Iowa Libraries. P. 6-7.
[13] Transformative Works and Cultures (TWC) [Электронный ресурс]. URL: https://journal.transformativeworks.org/ (Дата обращения: 26.05.2021).
[14] Destination: Toast! [Электронный ресурс]. URL: http://destinationtoast.tumblr.com/ (Дата обращения: 26.05.2021).
[15] Femslash Can Save the World If We Let It [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostraddle.com/ (Дата обращения: 26.05.2021).
[16] Transformative Works and Cultures (TWC) [Электронный ресурс]. URL: https://journal.transformativeworks.org/ (Дата обращения: 26.05.2021).
[17] Ng E., Russo J. L. Envisioning Queer Female Fandom» [editorial]. In «Queer Female Fandom,» edited by Julie Levin Russo and Eve Ng, special issue, Transformative Works and Cultures, 2017. no. 24. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.transformativeworks.org/ (Дата обращения: 26.05.2021).
[18] Ng E., Russo J. L. Envisioning Queer Female Fandom» [editorial]. In «Queer Female Fandom,» edited by Julie Levin Russo and Eve Ng, special issue, Transformative Works and Cultures, 2017. no. 24. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.transformativeworks.org/ (Дата обращения: 26.05.2021).
[19] Ng E., Russo J. L. Envisioning Queer Female Fandom» [editorial]. In «Queer Female Fandom,» edited by Julie Levin Russo and Eve Ng, special issue, Transformative Works and Cultures, 2017. no. 24. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.transformativeworks.org/ (Дата обращения: 26.05.2021).