История фандомов: Киберсообщества и их эволюция (1996-2020) (Дозморова А.П.)

1. Технологическое обеспечение исследования: база данных «История развития киберфандомов с 1996 по 2020 годы»

Информация – один из важнейших ресурсов человечества, который пополняется каждый день. С появлением Интернета и его развитием появилось и крупное хранилище данных по всем отраслям человеческого знания: существуют и виртуальные библиотеки, и архивы, и ленты новостей, содержащие большое количество разнообразной информации. С 1990-х годов это стало неотъемлемой и важной частью человечества и современных обществ. Сеть развивалась одновременно и как самостоятельная новая среда, и как тесно связанная с социальной, культурной и политической жизнью, происходящей вне сети, часть. Важная часть  современной культуры уже в течение многих лет тесно связана со многими сетевыми ресурсами, как примеры можно назвать такие веб-феномены, как YouTube, Facebook и Twitter и другие[1]. Соответственно, сеть становится и важным объектом изучения для различных учёных, в том числе и историков, желающих получить понимание важных вопросов в недавнем прошлом. Веб-история – новое и важное направление в истории, позволяющее изучать Интернет, интернет-платформы как возможный исторический источник. К одним из таких источников для изучения фандомов являются и фандомные веб-платформы, о чем и пойдёт речь далее.

Для обеспечения интересов фанатов, для организации доступа и сохранения истории фан-работ и фан-культуры в ее разнообразных формах в 2007 году фанатами была создана некоммерческая Организация трансформационных работ (Organization for Transformative Works, OTW). Так как организация является некоммерческой, то продолжается и расширяется работа OTW за счёт финансовой поддержки фанатов. OTW было организовано несколько крупных проектов, направленных на обеспечение фанатской культуры.

Во-первых, это архив фанфиков Archive of Our Own (АО3) – созданный и управляемый фанатами некоммерческий архив для различных фан-работ (фанфики, фан-арт, фан-видео и подфиксы). Он предлагает некоммерческое пространство для размещения фан-работ с использованием программного обеспечения для архивирования с открытым исходным кодом.

Во-вторых, это запущенный в 2008 году проект Fanlore – фандом-вики, который также посвящён сохранению истории фан-работ и фандомов, из которых они возникли.

В-третьих, данной организацией был запущен проект Open Doors – место хранения работ фанатов и фанатских проектов из группы риска. В рамках данного проекта получили развитие и несколько различных направлений, таких, как:

  • Галерея специальных коллекций, в которую включены спасенные архивы, которые размещаются на АО3 (перенесение данных фанатских работ с изначальных Интернет-пространств происходит и по настоящее время). Кроме того, в данном разделе уделяют внимание и цифровым проектам, которые по каким-либо причинам не могут быть интегрированы в АО3 или на Fanlore. Сюда в первую очередь относятся файлы в pdf, мультимедийные фан-работы, а также исторически важные фан-сайты либо другие цифровые артефакты.
  • Также в рамках этого проекта было создано направление по сохранению материальной фан-культуры Организацией трансформационных работ совместно с отделом специальных коллекций Университета Айовы по архивированию и сохранению фан-журналов и других нецифровых форм фан-культуры.
  • GeoCities Rescue Project – направление, которое посвящено сохранению фан-сайтов, которые оказались под риском уничтожения в октябре 2009 года в результате закрытия Yahoo компании GeoCities.
  • И, наконец, это направление по спасению групп Yahoo для сохранения фанфиков, фан-артов и мета из групп Yahoo, которые могли быть потеряны в январе 2020 года вследствие закрытия Verizon групп Yahoo.

В-четвёртых, можно назвать проект Legal Advocacy, направленный на защиту фан-работ от коммерческого использования, а также судебных исков.

В-пятых, необходимо упомянуть проект OTW Transformative Works and Cultures – открытие собственного научного журнала, который рецензируется экспертами, и целью создания и развития которого является популяризация фан-работ и практик.

Для данного исследования был выбран список Интернет-платформ, предоставленный в разделе проекта Open Doors[2]. В разделе «Галерея специальных коллекций» Open Doors предоставляет список названий платформ по конкретным фандомам и ссылки на спасенные архивы, которые постепенно переносятся в АО3 для их сохранения. Веб-платформы при этом сохраняются на сайте Интернет-архива Wayback Machine[3]. Также в списках Open Doors предоставляются и ссылки на некоторые цифровые проекты, которые в настоящее время не могут быть интегрированы в АО3 или Fanlore (например,  файлы в формате pdf, мультимедийные фан-работы, исторически важные фан-сайты и другие цифровые артефакты). Тем не менее, некоторые из перечисленных работ могут быть интегрированы в АО3 или Fanlore позже, некоторые же, напротив, в силу сложности интеграции из-за структуры или особого исторического значения, могут быть сохранены как особые коллекции. Таким образом, был выбран список Интернет-архивов по конкретным фандомам в размере 40 единиц. Также было выбрано 10 Интернет-платформ в русскоязычном сегменте в зависимости от массовости соответствующей платформы.

Для продуктивного анализа указанных киберфандомов была избрана технология баз данных. Моделирование информации о киберфандомах, сбор сведений и организация данных на основе базы данных  позволила наглядно представить, как развивались киберфандомы в период с 1996 по 2020 годы и выделить особенности этого развития, а также проанализировать их сущностные характеристики в количественном измерении.

База данных была создана в программе Access – «История развития киберфандомов с 1996 по 2020 годы» (подробнее см. Приложение 3). Она состоит из двух таблиц – таблицы «Фандомы» и «Веб-платформы».

Таблица «Веб-платформы» является основной, именно в неё занесены общие данные о киберфандомных сообществах. Так, в ней имеются столбцы: «Название платформы», «Формат», «Монофандомное/мультифандомное», «Фандом», «Национальное/интернациональное», «Страна создания», «Год создания», «Пик активности», «Год закрытия», «Ссылка на веб-сайт», «Ссылка на веб-архив», «Аудитория», «Направление» и «Примечания».

Рис. Структура таблицы «Веб-платформы»

Здесь хотелось бы подробнее рассказать о трёх столбцах – это разделы «Фандом», «Направление» и «Примечания».

Информация из раздела «Название фандома» берётся с помощью столбца подстановки из строки таблицы с одноимённым названием (См. Рисунок 3), что позволяет более продуктивно подходить к анализу. Эта связь между таблицами обеспечивает возможность использования информации и о фандомах, и об источниках.

Рис. Структура таблицы «Фандомы»

Столбец «Направление» содержит несколько возможных значений. Дело в том, что на начальных этапах подготовки данной исследовательской работы были выявлено преобладание уклона в одно из направлений творчества (джен, гет, слэш, фемслэш) на различных веб-платформах фандомов, что важно для выявления особенностей их развития.

Также необходимо уточнить назначение столбца «Примечания», который позволил выделить отдельные кейсы для изучения определённых фандомов – тех, в которых в то или иное время развития затрагивались актуальные социально-политические проблемы.

В базу данных были занесены выбранные фандомы и веб-платформы, на которых они развиваются (или развивались) по следующему алгоритму: сперва заносится название определённой платформы, на которой и было организовано сообщество  (столбец «Название платформы»), даётся конкретный формат, в котором на платформе выкладываются фанатские работы – фанфикшн, фан-арт, фан-видео и т.д. (столбец «Формат»), указывается, монофандомная данная веб-платформа или мультифандомная, и в случае, если она является монофандомной, следующий в следующтй столбец «Фандом» путём подстановки заносится название фандома из соответствующей строки таблицы «Фандомы». Далее указываются такие моменты, как национальная веб-платформа или интернациональная (столбец «Национальное/интернациональное»), заполняются столбцы «Страна создания», «Год создания», «Пик активности»,  «Год закрытия» (в случае, если веб-платформа работает, указывается прочерк). В столбцы «Ссылка на веб-сайт», «Ссылка на веб-архив» заносятся соответствующие ссылки. Также важным столбцом является столбец «Аудитория», позволяющий классифицировать веб-платформы по основаниям количества участников. Для классификации Интернет-площадок по численности аудитории представилось целесообразным ввести определённую систему: малая аудитория – до 500 пользователей, средняя – от 500 до 1000 пользователей, и крупная – от 1000 пользователей конкретного сайта. После столбца «Аудитория» заполняются столбцы «Направление» и, в случае необходимости, столбец «Примечания».

2. Динамика и особенности развития киберфандомных сообществ

Чтобы проанализировать итоговые данные и выделить необходимую информацию, можно воспользоваться возможностями базы данных: текстовый фильтр, конструктор запросов, конструктор отчётов, а также технологиями программы Excel: создание диаграмм, графиков и другого для продуктивного анализа полученной информации.

На основе запросов к базе данных было выявлено, что всего из 50 веб-платформ 48% являются мультифандомными, и 52% — монофандомными (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Охват фандомов на киберплатформах

Причём только 9 из 24 мультифандомных Интернет-площадок из выборки являются при этом также направленными на аудиторию конкретной страны, остальные являются интернациональными.

В результате анализа Интернет-площадок по численности аудитории было выявлено, что всего из 24 мультифандомных площадок с охватом более 1000 пользователей в установленном списке имеется 11 платформ, охватом от 500 до 1000 человек – 10 площадок, и ещё три относятся к группе «малых» включающих до 500 пользователей (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Классификация мультифандомных площадок по количеству аудитории

В то же время лишь одна из мультифандомных крупных веб-платформ лишь одна оказалась национальной, остальные были созданы как интернациональные киберфандомы (см. подробнее Таблицу 2).

 

По количеству фандомов

Мультифандомные

24

Монофандомные

26

По территориальному признаку

Национальные

25

Интернациональные

25

Аудитория

Крупная

10

Средняя

32

Малая

8

Направление

Джен

11

Гет

21

Слэш

18

Фемслэш

0

Таблица 2. Общие данные по классификации веб-площадок фандомов

 

Большинство малых национальных платформ было создано в период с 1998 по 2003-2004 годы, в эти же годы появляются первые мультифандомные проекты, однако многие из них имели малый охват аудитории (малая или средняя группа). Возвращаясь к одному из интервью с представителем фандомов, стоит вспомнить его слова о том, что в первый период существования Интернета и подобных площадок, они были скорее закрытыми сообществами, для попадания в которые были необходимы личные приглашения. С развитием же технологий, свободного доступа в Сеть, начинают развиваться крупные мультифандомные площадки.

На основании изученных столбцов «Год создания», «Фандомное/мультифандомное» и «Национальное/интернациональное», в период с 1996 по 2020 годы можно выделить два основных этапа.

Первый – 1996-2007, во время которого прослеживается стремление к разделению не только по странам, но и по фандомам и даже течениям, в это время создаётся большое количество сайтов и архивов, посвящённых отдельным фандомам (см. Диаграмму 3).

Диаграмма 3. Динамика создания фандомных платформ с 1996 по 2020 годы

С 2007 года же начинаются интеграционные процессы, происходящие и по настоящее время. Именно в этот период (2007-2008 годы) происходит создание таких площадок, как «Archive of Our Own», Tumblr, Fanlore,  Transformative Works and Cultures – в англоязычной среде, и сайтов «Книга фанфиков», Луркоморье, Самиздат в русскоязычном секторе.

Таким образом, с 2007 годов начинает прослеживаться стремление к интеграционным процессам, объединяющим фанатов со всего мира: происходит всё большее количество культурных взаимосвязей между странами, фанаты объединяются на единых платформах. В 2014 году международной организацией фанатов «Archive of Our Own» был организован проект «Culture Preservation Project», призванный сохранять культуру фандомов. В результате чего был создан единый архив работ фанатов, в который по коллекциям происходит добавление всех фанатских работ и историй. Наблюдается то, что с развитием технологий языковой барьер также отходит в сторону.

Далее необходимо отметить, что с самого зарождения фандомов и развития их сообществ в Интернете, прослеживается возрастание количества пользователей, создающих фандомную культуру и потребляющих её. Активно создаются сайты различных направлений, просматриваются тенденции сперва – к участию в единственном фандоме, но с развитием технологий и возможностей общения, повышается роль кроссоверных произведений и направлений.

Так, из 31 созданных в период с 1996 года по 2006 годы веб-платформ только 4 являлись крупными и мультифандомными, в то время как остальные, остальные 22 мультифандомные площадки были созданы после 2007 года, и именно на них приходится большее количество смешанных направлений.

Для того, чтобы наиболее наглядно продемонстрировать происходящие процессы, целесообразным кажется выбрать наиболее массовую платформу фанатов и показать её развитие в течение нескольких лет. На данный момент наиболее массовой считается в интернациональной среде платформа «Archive of Our Own», насчитывающая, по официальным данным, на 2021 год более 44 830 фандомов, включающая в себя более 3,828,000 пользователей и располагающая 7 799 000 работами[4].

Таким образом, наиболее массовой организацией фанатов является АО3, в соответствии с этим, именно данная платформа была выбрана для прослеживания динамики развития фанатской культуры.

Трафик данного сайта постоянно растет с каждым годом, а это означает, что каждая новая пунктирная линия начинается выше, чем предыдущая (см. Диаграмму 4).

Диаграмма 4. Трафик AO3, измеряемый в еженедельных просмотрах страниц, в разбивке по годам, начиная с 2012 года [5]

В 2020 году общая картина плавных колебаний резко меняется в середине марта, когда точки взлетают до небес[5], что связано, по мнению представителей АО3, в первую очередь с введением карантина в результате пандемии 2020 года.

Также, можно отметить, на протяжении многих лет AO3 демонстрировал устойчивый рост и с точки зрения посещаемости сайта, и с точки зрения количества аккаунтов, фандомов и фан-работ (см. Таблицу 3).

Таблица 3. Количество еженедельных просмотров страниц (в миллионах) в первые недели января, апреля, июля и ноября, для каждого года с 2012 по 2020[6]

По состоянию на 2020 год в системе АО3 было зарегистрировано около 2,5 миллиона пользователей и почти 6 миллионов работ в более чем 36 700 фандомах. Далее АО3 также планирует развитие, в том числе, к примеру, перевод интерфейса Archive of Our Own на максимально возможное количество языков, сама организация провозглашает собственной целью организацию многоязычного архива, который станет прост в обращении для любого пользователя из любой точки мира. В русскоязычном же секторе такой массовой платформой является организация «Книга фанфиков».

Далее во время анализа различных фандомов можно отметить такое явление, как возрастание консьюмеризма в отношении массовой культуры к фандомам. Как пример можно назвать появление линеек косметики с определёнными атрибутиками различных фандомов. Об этом также писала исследовательница Аффузо, отмечая, что производители косметики подхватывают идеи статусных признаков, циркулирующие внутри фандома. Причём такие линии могут рассматриваться фанатами одновременно как мерч и как продукт мэйнстримной культуры, что также служит расширению сегмента фанатов и вливания их в массовую культуру.

Это также прослеживается в том, какие темы затрагивались в обсуждениях и форумах многих платформ фандомов, представленных в Интернет-архиве Wayback Machine. Как пример можно привести рассуждения организатора фестиваля «Kirk/Spock Online Fest (KSOF)» в 2000 году и автора журнала Кирка/Спока «Бок о бок» Киры, организатора KSOF-Web. Они отмечали, что, помимо читателей, и количество писателей, находящихся в Сети, достигло некоторой критической массы, и поэтому библиотека художественной литературы только для K / S может быть жизнеспособной. Тогда и разгорелся спор: создание Кирой иллюстрированной, собранной и оформленной истории бесплатно некоторые фанаты посчитали нарушением, в первую очередь оттого, что фанатский журнал должен быть драгоценностью, и должны быть опубликованы на бумаге от издательства[7].

Также важной темой, которую стоит упомянуть в данном разделе, является авторские права в фандомах, проблема которых затрагивается  в различных обсуждениях также начиная с зарождения культуры фандомов в онлайн-среде. Пример подобного предупреждения и обсуждения о размещении на фандомных платформах рассказов, стихов или произведений искусства, полностью или частично, в списках рассылки или на любом другом сайте в Интернете без специального разрешения автора или художника: «Спросить разрешения — это вопрос общей вежливости и выражение духа обмена, который делает фандом таким увлекательным. Так что, пожалуйста, уважайте пожелания писателей и художников — если вы этого не сделаете, будьте уверены, я не собираюсь просто так это оставить» — примечание на сайте Elusive Lover (Star Wars archive) по фандому Star Wars от администраторов платформы Z.P. Florian, Tina, Anja Gruber, AlexJ, Sayaka, Susan, Zyene, X[8], который на данный момент также хранится в Интернет-архиве Wayback Machine. Здесь необходимо обратить внимание на другой проект некоммерческой организации фанатов Organization for Transformative Works – проект Legal Advocacy, зарождение которого произошло в 2016 году на уже указанной платформе Organization for Transformative Works. Провозглашенной миссией Legal Advocacy были названы обучение, помощь и защита: «OTW считает, что фан-работы являются творческими и преобразующими, и поэтому будет активно защищать фан-работы от коммерческого использования и юридических проблем. Эта помощь не будет ограничиваться теми фанатами или проектами, которые напрямую связаны с OTW»[9]. Именно этот проект начал создавать и размещать различные образовательные материалы о развитии закона о фандомах, рассмотрение которых показывает, что история развития законодательства в этой сфере требует отдельного тщательного изучения.

Далее стоит отметить развитие направлений в фандомах. Так, в результате анализа базы данных было выявлено, что на 21 из 50 рассмотренных кибер-площадок преобладает направление «Гет», в 6 случаях занимает примерно ту же долю, что и направление «Джен». «Джен» как отдельное направление преобладает всего на 11 площадках. Направление «Слэш» преобладает на 18 рассмотренных Интернет-площадках, и реже всего пересекается с иными направлениями. Фемслэш же не оказался преобладающим ни на одной из рассмотренных платформах. Данное соотношение довольно интересно ещё и по той причине, что вопросы развития направлений приобретают дискуссионную составляющую ещё в начале зарождения фандомов, и с течением времени заинтересовывают всё большее количество исследователей.

Диаграмма 5. Направления на Интернет-площадках, 1996-2020

Для объяснения подобных цифр стоит обратиться к истории фемслэша. В целом, примерное соотношение фемслэша и слэша в научных и любительских исследованиях фандомных практик, представленных научным журналом Transformative Works and Cultures – 26:147 на июнь 2021 года. Некоторые ученые доказывали, что причина – отсутствие таких женских персонажей, про которые можно было бы написать подобные работы[10], другие придерживаются мнения, что рост фемслэша прямо зависит от роста видимости «разносторонних» женщин в массовой культуре. В 2014 году эту тему затронула Кейт в эссе «Femslash может спасти мир, если мы позволим ему»[11]. Она высказала предположение, что причиной подобного замалчивания в фанатских практиках является патриархальное устройство общества[12].

Также в 2014 году destinationtoast привёл диаграмму соотношения различных направлений на одном из крупнейших фанатских ресурсов – АО3[13].

Диаграмма 6. Соотношение направлений на АО3, 2014 год»[14]

Итак, на 2014 год направление слэш составляло 42,6% фанфикшн-произведений современной массовой платформы АО3, в то время как гет-произведения занимали 15,4%, а фемслэш – 3,8%. Таким образом, видно, что произведения направления джен и те по количеству занимали больше, чем фемслэш.

Здесь же, анализируя веб-архивы указанных в базе данных сайтов, можно отметить пересечение фанатских практик и развития движений за защиту прав меньшинств. Это подтверждается словами Кейт, что «исторически сложилось так, что женская сексуальность, особенно квир-женская сексуальность, в нашей культуре незаметна»[15]. Особое внимание данной теме было проявлено в 2015 году, когда были подняты вопросы о том, что  фанатов фемслэша игнорируют и стирают из поля зрения фанатских исследований.

В целом у фанатов сложилось сложное и противоречивое отношение к академическому изучению своих текстов и сообществ, и даже журнал Transformative Works and Cultures был создан для защиты прав интересов различных сторон и «сглаживания острых углов»[16]. В 2017 году было опубликовано исследование американских исследовательниц фандомов Дж. Л. Руссо и Е. Нг «Воображая квир-женский фандом»[17].

Они выражают точку зрения, что фемслэш парадигматически привязан к репрезентации пола и сексуальности и ее социальному влиянию и пишут о возможности именно этой общей тенденции среди кибер-сообществ вокруг квир-женских медиа вдохновить на отслеживание академических исследований как особой формы репрезентации. Авторы пишут, что эта статья посвящена фемслэшерам, которые почувствовали, что их идентичность и практика маргинализированы. Они отмечают и то, что есть исключения в терминах «квир», «женщина» и даже «фандом», которые рискуют сгладить существующие дискурсы и демографические данные, а потому предлагают отмечать «квир-женский фандом» в таких категориях, как исследования фанатов, исследования СМИ ЛГБТ, исследования онлайн-сообщества, а также исследования производства или индустрии ЛГБТ.

Так, например, Дж. Руссо и Е. Нг отмечают, что «по мере развития основного представительства и онлайн-платформ фанатские практики вокруг женских и женских пар становятся все более яркими и заметными, а распространение явно лесбийских или бисексуальных персонажей в фильмах и на телевидении пленяет как фанатов, так и исследователей. Эта работа указывает путь к продуктивному исследованию бурных границ между каноном и подтекстом, между сообществами фемслэш и слэш, между эротическим и политическим вмешательством и между различными методологическими подходами к квир-женской аудитории (в широком смысле) — границам, которые сами собой разрывают проблемы»[18].

Также авторы обращают внимание на то, что с точки зрения истории, дискуссии о «женском слэше» существовали ещё в 1930-х годах, и в книге 1998 года Л. Грин и Г. Дженкинс описывают дискуссии о «женском слэше», предшествовавшем Сети[18]. Писатели в ассоциациях любительской прессы боролись с квир-политикой мужского слэша и исключения женщин: «Мне пришла в голову мысль о досадном отсутствии женских слэш-историй. Большая часть слэша основана на персонажах, у которых уже есть сильные эмоциональные отношения в сериале, где они появляются: много слэша — это расширение о чем-то, что можно увидеть в сериале (как это видит поклонник слэша). Женские персонажи, даже если вы можете найти более одного в данном сериале, вряд ли будут иметь сильную, подчеркнутую дружбу друг с другом»[19], пишет Б. Теннисон (1990).

Переломный момент произошёл в 1995 году вместе с премьерой эпического фэнтезийного сериала «Зена», который был посвящен интимным отношениям между двумя героинями-женщинами. Этот исторический момент совпал с критической массой новых инструментов онлайн-коммуникации (первоначально группы Usenet, которые перешли на списки электронной почты, дополненные статическими веб-сайтами, веб-кольцами и чатами), чтобы породить первого современного фемслэш-ориентированного фаната. Это также заметно по рассмотрению архивов онлайн-платформ базы данных, так как существовали и подсообщества фемслэша в иных фандомах («Звездный путь», «Баффи, истребительница вампиров» и др.), но при этом фемслэш не занимал лидирующих позиций по публикациям и обсуждениям творческих работ фанатов. Постепенно с ростом мультифандомных платформ в качестве базы для медиа-фан-культур, возникла среда с более проницаемыми границами между фандомами (а также между фанатской деятельностью и другими сферами жизни) и произошло увеличение количества работ фемслэша (см. Диаграмму 7). Понятие фемслэша и его развития всё теснее смешивается с историей представления квир-женщин.

Диаграмма 7. Соотношение слэша и фемслэша на выбранных веб-площадках в периоды с 1996 по 2007 и с 2007 по 2016 годы

Так, например, в первой половине 2016 года лесбиянки или бисексуальные персонажи были убиты в нескольких популярных телевизионных программах, в ответ на что разъяренные фанаты выступили с критикой и требованиями не только к сценаристам и продюсерам шоу, но и к репрезентативной системе, которая постоянно ставит квир-женщин в центр внимания. Этот протест, исходивший от фандома, привел к появлению статей в культурных новостях, таких как Washington Post (Butler, 2016), во многих из которых подчеркнули, что с развитием Интернет-фандомов растет ответственность отрасли понимать и уважать фанатские ожидания.

Таким образом, развитие жанров слэш и фемслэш было тесно связано и с переходами из старых в новые медиа, а также с развитием квир-идентичности.

Подводя итоги, можно отметить основные моменты:

  • два этапа развития киберфандомов в период с 1996 по 2020 годы, разделение (1996-2007) и интеграция (с 2007 по настоящее время);
  • постоянное развитие и возрастание количества пользователей, создающих фандомную культуру и потребляющих её;
  • происходящее в связи с этим возрастание консьюмеризма в отношении массовой культуры к фандомам;
  • постепенное выделение многих правовых проблем, среди которых особо остро стоит проблема авторского права;
  • параллельное развитие фандомов и квир-течений, при котором заметно активное развитие фемслэша как отражения женского квир-течения.

Заключение

Киберсообществом называется некая совокупность людей, взаимодействующих в виртуальной реальности, чье взаимодействие обусловлено определёнными условиями окружающей социальной среды, люди в которой поддерживают связь с помощью технологических практик и придерживаются общих норм и политики.

Основными чертами киберсообщества являются:

  • неопределенность пространственно-временной локализации, так как сеть Интернет позволяет использовать синхронную и асинхронную практики коммуникации;
  • общая цель как основа объединения, развитие, просиходящее с помощью накопления и преобразования информации и информационной продукции;
  • задачами развития могут быть и сам поиск единомышленников, и стремление к определенной общей деятельности;
  • возможность самопрезентации и социализации на основе личных интересов и мотивов, перенесение социальной реальности в реальность дискурсов;
  • доступность информационного контента и возможность управлять им.

Также была рассмотрена краткая история появления и развития фандомов как субкультуры. Фандом –  это сообщество, которое состоит из поклонников (фанов, фанатов) чего-либо, и основными признаки фандомов являются: внимание к конкретным произведениям культуры, известным людям, хобби и т.п.; объединение на различных площадках с целью изучения, обсуждения, развития конкретного фандома; создание собственного контента по выбранным произведениям культуры (фанфиков, фан-артов, фан-видео и другого).

Вместе с появлением Интернета и распространением его, происходят и трансформации фандома как сообщества, включающего в себя черты сообществ «традиционных» и киберсообществ, и его последующее развитие, затрагивающее и классовые, и гендерные, и многие другие социальные проблемы. Сформировавшиеся с опорой на Интернет фандомные сообщества – киберфандомы, имеют определённые признаки:

  • неопределенность пространственно-временной локализации, возможность использовать синхронную и асинхронную практики коммуникации;
  • возможность самопрезентации и социализации на основе личных интересов и мотивов, перенесение социальной реальности в реальность дискурсов;
  • доступность информационного контента и возможность управлять им.

Особенностью таких киберсообществ является общая цель киберфандомов, где основа объединения – обмен информационной продукцией, её потребление и создание собственного контента на основе оригинальных произведений и произведений фанатов.

Для исследования возникла необходимость классифицировать киберплощадки фандомов по нескольким основаниям:

  • по количеству фандомов: мультифандомные или монофандомные.
  • по территориальному признаку: национальные и интернациональные.
  • по аудитории: крупные, средние и малые.
  • по преобладающему направлению контента: джен, гет, слэш, фемслэш.

Если рассматривать начало развития киберфандомов, можно отметить следующие тенденции развития: тесная связь с историческим процессом развития технологий коммуникации и различными течениями меньшинств; гендерное разделение поклонников того или иного творчества; изолирование отдельных фандомов друг от друга; чёткое разделение внутри фандомов и маргинализация деятельности фанатов как выходящей за рамки мейнстрима.

На основании анализа базы данных, созданной по фандомам в рассматриваемый в данном исследовании периоде, с 1996 по 2020 годы, можно выделить следующую периодизацию развития киберфандомов, которая включает в себя два этапа:

Первый (1996-2007) – стремление к разделению, не только по странам, но и по фандомам и даже течениям.

Второй (с 2007 года по настоящее время) – этап объединения. Начинаются интеграционные процессы, происходящие и по настоящее время. С 2007 годов начинает прослеживаться стремление к интеграционным процессам, объединяющим фанатов со всего мира: происходит всё большее количество культурных взаимосвязей между странами, фанаты объединяются на единых платформах. Наблюдается и то, что с развитием технологий языковой барьер также отходит в сторону. Как пример можно назвать организация в 2014 году международной организацией фанатов проекта «Culture Preservation Project», призванного сохранять культуру фандомов. В результате деятельности проекта был создан единый архив работ фанатов, в который по коллекциям происходит добавление всех фанатских работ и историй.

В период с 1996 по 2020 годы в формировании и развитии платформ и сообществ фандомов в киберпространстве прослеживалась следующая динамика:

  • резкий переход в 2007 году от разобщённости к интеграции;
  • постоянное развитие и возрастание количества пользователей, создающих фандомную культуру и потребляющих её, привёдшее к созданию и активному развитию общего архива фан-работ «Archive of Our Own» и интернационального проекта сохранения истории фанатской культуры;
  • параллельное развитие фандомов и квир-течений, при котором заметно активное развитие фемслэша как отражения женского квир-течения.

Особенностями формирования и развития платформ и сообществ фандомов в киберпространстве в период 1996-2020 годов являются: два четко отслеживаемых  этапа развития киберфандомов, постоянное развитие и возрастание количества пользователей, создающих фандомную культуру и потребляющих её; происходящее в связи с этим возрастание консьюмеризма в отношении массовой культуры к фандомам; постепенное выделение многих правовых проблем, среди которых особо остро стоит проблема авторского права; параллельное развитие фандомов и квир-течений.

Таким образом, можно сделать вывод, что история фандомных киберсообществ является важной темой, имеющей широкие перспективы развития в разнообразных направлениях: от истории взаимодействия фандомов и потребительской культуры, до истории взаимосвязей развития фандомов и истории меньшинств.

Список источников и литературы

[1] Brügger N. The web as history: Using web archives to understand the past and the present [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net (Дата обращения: 21.04.2021).

[2] Open Doors // Archive of Our Own (AO3) [Электронный ресурс]. URL: https://opendoors.transformativeworks.org (Дата обращения: 21.04.2021).

[3] Интернет-архив Wayback Machine [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/ (Дата обращения: 21.04.2021).

[4] Archive of Our Own (AO3) [Электронный ресурс]. URL: https://opendoors.transformativeworks.org (Дата обращения: 21.04.2021).

[5] Статистика AO3 за 2020: За Кадром // Archive of Our Own (AO3) [Электронный ресурс]. URL: https://opendoors.transformativeworks.org (Дата обращения: 21.04.2021).

[6] Статистика AO3 за 2020: За Кадром // Archive of Our Own (AO3) [Электронный ресурс]. URL: https://opendoors.transformativeworks.org (Дата обращения: 21.04.2021).

[7] Side by Side (Star Trek: TOS zine) // Интернет-архив Wayback Machine [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org/web/20080120200738fw_/http://www.kardasi.com/SBS/sbsmain.htm (Дата обращения: 21.04.2021). (Дата обращения: 26.05.2021).

[8] Elusive Lover (Star Wars archive) // Интернет-архив Wayback Machine [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/2019*/%20http://www.elusive-lover.de (Дата обращения: 26.05.2021).

[9] Legal Advocacy // Archive of Our Own (AO3) [Электронный ресурс]. URL: https://opendoors.transformativeworks.org (Дата обращения: 21.04.2021).

[10] Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans & Participatory Culture. Studies in culture and communication. New York: Routledge. 1992.

[11] Femslash Can Save the World If We Let It [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostraddle.com/ (Дата обращения: 26.05.2021).

[12]  Russo, J. L. (2012a, 24 July). Interview with Abigail De Kosnik. Transcript available at University of Iowa Libraries. P. 6-7.

[13] Transformative Works and Cultures (TWC) [Электронный ресурс]. URL: https://journal.transformativeworks.org/ (Дата обращения: 26.05.2021).

[14] Destination: Toast! [Электронный ресурс]. URL: http://destinationtoast.tumblr.com/ (Дата обращения: 26.05.2021).

[15] Femslash Can Save the World If We Let It [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostraddle.com/ (Дата обращения: 26.05.2021).

[16] Transformative Works and Cultures (TWC) [Электронный ресурс]. URL: https://journal.transformativeworks.org/ (Дата обращения: 26.05.2021).

[17] Ng E., Russo J. L. Envisioning Queer Female Fandom» [editorial]. In «Queer Female Fandom,» edited by Julie Levin Russo and Eve Ng, special issue, Transformative Works and Cultures, 2017. no. 24. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.transformativeworks.org/ (Дата обращения: 26.05.2021).

[18] Ng E., Russo J. L. Envisioning Queer Female Fandom» [editorial]. In «Queer Female Fandom,» edited by Julie Levin Russo and Eve Ng, special issue, Transformative Works and Cultures, 2017. no. 24. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.transformativeworks.org/ (Дата обращения: 26.05.2021).

[19] Ng E., Russo J. L. Envisioning Queer Female Fandom» [editorial]. In «Queer Female Fandom,» edited by Julie Levin Russo and Eve Ng, special issue, Transformative Works and Cultures, 2017. no. 24. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.transformativeworks.org/ (Дата обращения: 26.05.2021).