Описание курса

Новый учебный курс для магистратуры «Веб-история социума и его институтов» поддержан грантом для преподавателей магистратуры Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Автор выражает благодарность фонду и его проектной команде за всестороннюю помощь в создании курса.

Автор курса — Надежда Георгиевна Поврозник

доцент кафедры междисциплинарных исторических исследований

руководитель Центра цифровой гуманитаристики

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Email: povroznik.ng@gmail.com

Персональный сайт: http://povroznik.com/

Учебный курс «Веб-история социума и его институтов» разработан для магистратуры по направлению «История» и включен в программу «Теория  и практика прикладных исторических исследований». Курс предназначен для углубленного изучения веб-архивов как исторических источников и возможностей их использования в исследованиях.

Целью курса является представить возможности работы с веб-архивами при проведении исторических исследований, предложить краткий обзор исторических исследований, проведенных на основе использования ресурсов веб-архивов, а также рассмотреть инструментарий и методы проведения исследования в области веб-истории. В учебном пособии главы, посвященные разным теоретическим аспектам, содержат также и практическое наполнение – представлены обзоры инструментария и сервисов работы с веб-архивами, сформулированы практические задания для практических лабораторных и самостоятельных работ.

Курс предназначен для развития необходимых компетенций специалистов-историков, стимулирования их профессионального интереса к современной истории, истории веб-пространства, веб-архивным материалам. Задачами курса также является разработка методики анализа информационных ресурсов веб-архивов для ее использования в образовательных программах, адаптация существующих  методов, этапов и технологий проведения исторических исследований на основе изучения материалов вэб-архивов.

Формирование данного образовательного курса основано на необходимом теоретическом и практическом фундаменте, рассмотрении конкретных кейсов, используемой методологии и методики анализа веб-архивов как исторических источников.

В качестве важных итоговых компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся данного курса, выделены следующие:

  • понимание устройства веб-архивов, знание основ современной цифровой инфраструктуры информационных ресурсов разного типа;
  • развитое критическое мышление, умение находить информацию в веб-архивах и проверять ее, умение критически анализировать источники, средства и способы сбора и организации информации;
  • владение на высоком уровне методами проведения исторического исследования, умение самостоятельно формулировать исследовательские цели и задачи и подбирать адекватные инструменты и методы для их достижения;
  • владение расширенным диапазоном цифровых инструментов для организации и анализа данных;
  • умение интерпретировать результаты, извлекать новое знание из полученной информации.

Курс разработан как проектно-ориентированный, чтобы студенты обучались на применении веб-архивов на практике, что предполагает в итоге освоения курса реализацию проекта, исследования, выполняемого студентом самостоятельно. При консультациях с преподавателетем студент ставит исследовательский вопрос, подбирает методику достижения поставленных целей и задач, реализует ее. В рамках проектной работы были предусмотрены различные уровни сложности используемой студентами методологии в зависимости от уровня подготовки студента. Так, например, методы моделирования и изучения индивидуальных записей были введены в курс в качестве базовых, предназначенных для всех студентов, а другие методы, как например, контент-анализ, сетевой анализ рекомендованы для студентов продвинутого уровня.

Первые попытки использования веб-архивных материалов должны быть историями успеха в решении определенной, пусть и небольшой по масштабу задачи. В итоге освоения базового уровня студент будет обладать набором знаний для проведения исторического исследования с использованием ресурсов веб-архивов методами ближнего чтения и уметь формулировать задачи в данной области для их решения с помощью более сложного инструментария, включая дальнее чтение.